Завершающий этап. Рассказываем "как" и "что".

Это один из самых сложных социальных проектов, реализуемых нами. Начат он был задолго до того, как Генеральная прокуратура Республики Беларусь анонсировала подготовку документов для признания бело-красно-белого флага экстремистским.

Чтобы избежать негативных последствий таких действий, представители LexUp на личном приеме в Генеральной прокуратуре подали коллективное обращение и привели доводы необоснованности такого обращения в суд. Прокуратура отказалась от своего решения обратится в суд для признания БЧБ флага экстремистским.

В то время законодатель принял новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, где предусмотрена ответственность за использование запрещенной символики, и стало очевидно, что следующим шагом будут попытки признать бело-красно-белый флаг вне закона.

С февраля 2021 года мы вносили предложения в концепцию законопроектов, которые были предложены Генеральной прокуратурой – «О недопущении реабилитации нацизма» и «О противодействии экстремизму». Этот кейс можно отдельно рассматривать, как образец проявления плюрализма мнений в законотворческом процессе. В этой истории присутствовали все элементы противостояния. Был очень жаркий период работы, который закончился тем, что оба закона были приняты, но существенно отличались от первоначальной редакции.

Работать на опережение не удавалось постоянно. Как только мы закончили работать с "неприятными" законами, которые могли существенно повлиять на статус бело-красно-белого флага, ответочка прилетела от государственной пропаганды.

В марте минчане стали получать извещения о начислении за коммунальные услуги, в которых содержалась информация о бело-красно-белом флаге. Негативного характера информация.

Отдельным кейсом можно рассматривать противостояние с пропагандой по защите символов Беларуси. Стоит отметить, что в апреле минчане уже получали нормальные жировки, без политической пропаганды.

Нам известно, что теперь практика таких жировок широко распространяется в регионах Беларуси. Мы с удовольствием поделимся опытом этого противостояния, предоставим всевозможные документы и аргументацию, чтобы и в регионах такая практика была успешно прекращена.

Но первоначально задачей нашего проекта было придание бело-красно-белому флагу статуса официального (не государственного). С этим возникли проблемы, которые уже решались в процессе работы.

Дело в том, что Закон Республики Беларусь «О культуре», а также Закон «Об охране историко-культурного наследия» не регулирует отношения по охране или сохранению символики. Таким образом, необходим был нормативный правовой акт, который смог бы заполнить пробел между этими законами.

Необходимо отметить, что до нас попытки по приданию бело-красно-белому флагу официального статуса предпринимались неоднократно, но не имели успеха. В процессе реализации проекта мы тоже заходили в тупик, при этом еще попутно старались противостоять на всех фронтах, чтобы не усугубить положение, пока мы ищем решение.

Первоначально законодательная инициатива имела рабочее название «О монументальном наследии», где предлагалось бело-красно-белый флаг признать символом становления белорусской государственности.

Но после совместной работы специалистов центра законодательства и правовых исследований, бесконечных консультаций с международными организациями по защите прав коренных народов, нами было предложено два законопроекта.

Конечно же, любой гражданин с активной жизненной позицией, имеющий опыт, возразит нам, и скажет, что правом законодательной инициативы наделен Президент, депутаты Палаты представителей, Совет Республики, Правительство, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 000 человек.

Несомненно, так оно и есть. Такой способ зачастую и предлагается государственными органами в ответах. Потому что он является наиболее затратным и трудоёмким. Реализовать его в рамках ограниченного бюджета и малочисленной инициативной группой крайне сложно.

Но… мы знаем еще 99 способов, как общественная инициатива может стать законопроектом.

_________________________И ТАК...

Мы начинаем процедуру регистрации бело-красно-белого флага в реестре официальных геральдических символов.

Сейчас расскажем "как" и "что" происходит.

ОБОСНОВАНИЕ для регистрации

Для консолидации общества, сплочения белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости страны, крайне важным является политика государства, направленная на фактическое, реальное объединение различных социальных групп нашего общества против внешних угроз.

В июне 2021 года Министерство внутренних дел Республики Беларусь предложило включить в перечень нацистской символики и атрибутики бело-красно-белый флаг и приветствие «Жыве Беларусь!».

Проект акта МВД Республики Беларусь «Об установлении перечней организаций и иных структур, нацистской символики и атрибутики» поступил на согласование в Комитет государственной безопасности Республики Беларусь.

Проект нормативного акта содержит обоснование для признания бело-красно-белого флага и приветствия «Жыве Беларусь!»:

Бело-красно-белый флаг («БЧБ») использовался карателями и полицаями, а именно: 13-ым Белорусским полицейским батальоном SD, Союзом белорусской молодежи, Белорусским корпусом самообороны, Белорусской краевой обороной, Белорусской службой Родине, Белорусской радой доверия, Белорусской центральной радой и отдельными структурами вспомогательной охранной полиции.

Коллаборационистское приветствие и боевой клич «Жыве Беларусь!» является символом, использовавшимся 13-ым Белорусским полицейским батальоном SD, Добровольческой пехотной бригадой SS, 30-ой добровольческой пехотной дивизией SS, Союзом белорусской молодежи, Белорусским корпусом самообороны и Белорусской краевой обороной, наравне с нацистским приветствием «Хайль Гитлер».

Позже, Генеральная прокуратура Республики Беларусь сообщила, что завершает процесс сбора материалов для обращения в Верховный суд для признания бело-красно-белого флага экстремистским.

Действия органов государственного управления в этом направлении поспешны, противоречат задачам консолидации общества и сплочения белорусского народа на основе идей суверенитета и независимости Республики Беларусь. Более того, в среднесрочной перспективе могут создать условия для возникновения угроз национальной безопасности и нести вред интересам Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 14 Конституции Республики Беларусь, государство призвано регулировать отношения между социальными группами, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения прав и интересов.

Государство, как ответственная сторона за всё правовое регулирование в стране, должна обеспечить соблюдение этих принципов всеми возможными способами.

Вспомнив опыт Великой Отечественной войны, сторонники запрета бело-красно-белого флага приводят доводы о том, что бело-красно-белый флаг использовался коллаборантами, в частности, карателями и полицаями.

Необходимо отметить, что в тот период территория Республики Беларусь была захвачена оккупантами.

Бело-красно-белый флаг не создавался специально для целей коллаборантов, а был создан задолго до событий Великой Отечественной войны, и, фактически, не имеет иного государства, кроме Республики Беларусь, пусть и в историческом прошлом.

В условиях оккупации белорусский народ не имел возможности повлиять на запрет использования своих символов в преступных целях, как не имел возможности и предупредить такое использование коллаборантами, в том числе, карателями и полицаями.

В свою очередь, коллаборантами символы использовались с определенной целью: ассимиляции белорусского народа.

Ассимиляцию в данном случае необходимо рассматривать, как потерю одной частью социума своих отличительных черт и их замены позаимствованными у другой части. В целом это этнокультурный сдвиг в самосознании определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Фактически, бело-красно-белый флаг использовался коллаборантами в целях подмены ценностей белорусского народа, ценностями фашизма. Это особое проявление геноцида народа в духовном и культурном плане. Не физическое устранение, а уничтожение культурного наследия белорусского народа.

Генеральный прокурор Республики Беларусь анонсировал возбуждение уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Однако, в рамках уголовного дела расследуется геноцид физический белорусского народа, и совершенно упускается из виду геноцид белорусской культуры, который также должен быть отражен в результатах расследования уголовного дела.

Условия для таких манипуляций создало государство, не предприняв мер для защиты символа, который в определенный период являлся государственным флагом Республики Беларусь. Фактически, государство продемонстрировало свое безразличие к своей новой истории, к первому периоду становления белорусской государственности.



После многочисленных встреч, переговоров с органами государственной власти, нам было предложено обратиться в Геральдический совет при Президенте Республики Беларусь для регистрации бело-красно-белого флага, как СИМВОЛА ПЕРВОГО ПЕРИОДА СТАНОВЛЕНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В 1991-1995 ГОДУ.

В настоящее время в Республике Беларусь сложилась четкая система учреждения и регистрации официальных геральдических символов. К ним в соответствии с нормативными правовыми актами относятся гербы, флаги, знамена административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь, эмблемы и нагрудные знаки специальных фондов Президента Республики Беларусь, флаги, знамена, эмблемы, штандарты, нагрудные и опознавательные знаки государственных органов и иных государственных организаций, флаги, эмблемы, нагрудные и опознавательные знаки республиканских государственно-общественных объединений, политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, их союзов (ассоциаций), форменная одежда работников государственных органов и иных государственных организаций и республиканских государственно-общественных объединений. В Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь обращаются представители различных организаций с просьбой зарегистрировать тот или иной символ.

Одной из основных задач Геральдического совета является содействие развитию официальной геральдики в Республики Беларусь в соответствии с историко-геральдическими традициями белорусского народа, других народов и государств. Совет призван осуществлять методическое обеспечение работ по учреждению, созданию и использованию официальных геральдических символов. Совет проводит обязательную геральдическую экспертизу орденов, медалей, официальных геральдических символов, а также организует контроль за исполнением официальных геральдических символов. Геральдический совет в соответствии с возложенными на него задачами дает заключения о соответствии представляемых для обязательной геральдической экспертизы различных видов символики историческим традициям, правилам геральдики, возможности или нецелесообразности учреждения либо необходимости их доработки.

Все виды символики после их соответствующего учреждения вносятся в Государственный геральдический регистр Республики Беларусь, ведение которого осуществляет Департамент по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь.

Довольно часто перед организациями, желающими учредить символику, встает вопрос о графическом изображении символики. В Постановлении № 48 приведен международный код передачи цветов условной шифровкой. Графическое и цветное изображения эмблемы и флага должны соответствовать принятому в геральдике правилу и совпадать по размерам. Для нагрудных знаков допускается, для более удобного восприятия, их изображение в масштабе 1:1 и 1:1,5 с передачей графики в последнем масштабе. Изображения (цветное и графическое) должны быть выполнены в программе векторной графики «Adobe Illustrator» с применением заказных цветов по каталогу «Pantone» и представлены в Геральдический совет, как на бумажном, так и электронном носителях.

Постановление «О внесении изменений и дополнений в постановление Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2002 г. № 48»5 . В соответствии с ним при подаче заявлении об экспертизе и регистрации следует приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Не лишним будет упомянуть, что к заявлению с просьбой о проведении обязательной геральдической экспертизы в 2 экземплярах прилагаются выписка из решения соответствующего Совета депутатов (Депутатов ПП, СР) об одобрении проекта геральдического символа, проект положения о нем, его цветное изображение и графическое, с передачей цветов условной шифровкой, описание и обоснование необходимости его учреждения.

ЕСЛИ ВДРУГ: Не так давно в Департаменте по архивам и делопроизводству проводилась методическая работа с Борисовским райисполкомом по вопросам учреждения флага города Борисова и Борисовского района. К сожалению, единые требования, предъявляемые к документам, не были выполнены в соответствии с Указом, и, следовательно, не были рассмотрены на Геральдическом совете. Тем не менее, в случае отказа, эта работа может быть продолжена. В 5-м пункте Инструкции установлено: «В случае представления неполного комплекта документов или несоответствия представленного проекта геральдического символа установленным требованиям Департамент направляет в адрес заявителя, представивших документы, письмо с изложением замечаний. Новый доработанный проект геральдического символа подлежит повторному рассмотрению в Департаменте в общем порядке».


Полгода назад мы искренне верили в победу, но не ожидали, что сможем дойти до этого этапа. Благодаря вашей поддержке в защите БЧБ мы смогли оказаться там, где сейчас находимся - на завершающем этапе. Мы гордимся тем, к чему мы пришли.

Однако, на этом этапе есть определенные требования, которые заставляют нас изменить порядок организации нашей инициативы.

Во-первых, с этого момента мы уже не гонимся за лайки под петициями и количество подписей в бланках. Сейчас важную роль играет бюджет и количество живых людей, которых можно обозначить как "социальную группу". Поэтому, мы прекращаем сбор пожертвований на деятельность нашей инициативы привычными для всех способами. Теперь это все должно происходить исключительно через расчетный счет участниками инициативы.

Чем больше нас будет, тем больше вероятность, что мы добьемся успеха.

Поэтому, всех желающих, просим обращаться в бот: @BCHBLexUPBot (Телеграм).

Чем больше нас будет, тем лучше. Как и на протяжении всего этого времени, мы гарантируем безопасность участников нашей инициативы и обязуемся совершать действия исключительно в рамках действующего законодательства.

Осталось пару шагов!