О нас

История

История гражданской инициативы «LexUp» когда Президент Республики Беларусь подписал Декрет «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией», согласно которого, осужденные за совершения коррупционных преступлений лишаются права на условно-досрочное освобождение и замену отбытой части наказания более мягким.

Декрет противоречил принципам гуманности, и выделял отдельную категорию отдельную категорию преступников, к которым не могут применяться меры смягчения наказания, предусмотренные для других категорий осужденных.

Белорусская уголовная система в целом использует репрессивный подход к законодательной норме. Любую непонятную ситуацию власть склонна регулировать только одним способом – запрещать.

Опыт мер ужесточения условий отбывания наказания для отдельных категорий осужденных, в нашей стране уже был. Так, в 2014 году Президент подписывал Декрет «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» (антинаркотический декрет), после которого огромное количество молодых людей попадали за решетку, осуждались на большие срока лишения свободы, а по всей стране открывались отдельные колонии для лиц, осужденных за наркотики. В обычных колониях их выделяли отдельными опознавательными бирками, к ним не применялись амнистии и они были лишены права на смягчение наказания.

Такие законодательные акты принимаются поспешно, на фоне мгновенной реакции на события, возбудившие общественное недовольство. Однако, непроработанность и поспешность таких решений, как показал опыт «антинаркотического декрета», лишь ухудшают положение граждан, а отсутствие конкретизирующих понятий в уголовном законодательстве, позволяет привлекать к уголовной ответственности более широкий круг лиц. Признавать такие решения ошибочными или чрезмерно и неоправданно строгими, наша система не умеет.

С целью противодействия такой негативной нормотворческой практики и была создана гражданская инициатива «LexUp». На первоначальном этапе она объединяла родственников лиц, осужденных за коррупционные преступления, а задачей такого объединения являлось желание упорядочить законодательные нормы в сфере борьбы с коррупцией.

Ввиду того, что Декреты Президента Республики Беларусь являются временными нормативными правовыми актами, отменить или обжаловать их не представляется возможным. В связи с этим, учитывая опыт правоприменения для лиц, осужденных за наркотики, первоначальной задачей мы ставили включение категории осужденных за коррупционные преступления в проект закона «Об амнистии» 2020 года. Если антикоррупционный декрет лишал указанную категорию осужденных права на условно досрочное освобождение, то мы полагали, что применение амнистии сможет таким образом компенсировать ухудшение положения осужденных.

На фоне политики государства об ужесточении ответственности за коррупционные преступления, сделать это казалось невозможно. Вместе с тем, попутно мы работали по всем направлениям и выявляли «вредные» нормативно-правовые акты.

Одним из первых проектов в этом направлении: оспаривание законности Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2019 года №619 «О порядке выплаты вознаграждений и других выплат лицам, способствующим выявлению коррупции».

По результатам совместного обсуждения органов государственной власти и представителя гражданской инициативы, с участием заместителя премьер-министра Игоря Ляшенко, было принято решение приостановить действие Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 619. До настоящего момента не зафиксировано ни одного случая применения этого нормативного акта на практике.

После поручения правительству от Президента Республики Беларусь (декабрь 2019 года) о разработке законопроекта «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», представители нашей гражданской инициативы настояли на коллегиальном обсуждении закона об амнистии с заинтересованными ведомствами и профильными министерствами.

Результатом настойчивых взаимоотношений с органами государственной власти, стал Закон Республики Беларусь «Об амнистии в связи с 75-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», в который были включены категории осужденных за коррупционные преступления.

Нашей инициативной группой, в период обсуждения законопроекта об Амнистии, были предложены и другие инициативы по усовершенствованию уголовного законодательства. Генеральная прокуратура Республики Беларусь приняла во внимание все предлагаемые нами корректировки, большинство из них не касалось вопросов законопроекта об Амнистии, а находились в плоскости нормативно-правового регулирования.

В соответствии с протоколом поручений Президента Республики Беларусь, данного 18 июня 2020 года на совещании по проектам новых кодексов об административной ответственности, 7 июля 2020 года Совету Министров Республики Беларусь совместно с иными заинтересованными поручено, помимо прочего, обеспечить разработку законопроекта, направленного на системное совершенствование кодексов об уголовной ответственности.

В сентябре 2020 года в Министерстве юстиции Республики Беларусь создана межведомственная рабочая группа по разработке законопроекта по усовершенствованию Уголовного, Уголовно-процессуального и Уголовно-исполнительного кодексов Республики Беларусь. В настоящий момент наша инициативная группа активно взаимодействует с созданной рабочей группой по вопросам внесения предложений в законопроект, имеет ряд стейкхолдеров в лице заинтересованных ведомств. Законопроект планируется подать на регистрацию в Палату Представителей до 1 марта 2021 года (вступление в силу изменений – июль 2021 года).

Учитывая события, происходящие в Республике Беларусь в 2020 году, нами было принято решение об усилении инициативы юристами, имеющими опыт работы в условиях переходного периода. Так, в качестве консультантов нам оказывают помощь юристы из Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана.

Команда собрана идейная, сплоченная, имеющая конкретные цели и задачи, направленные на гуманизацию уголовного законодательства в Республике Беларусь. Работа ведется активно, видны результаты и реализация поставленных задач. В течении последнего года работа инициативной группы материально обеспечивалась за счет добровольных взносов граждан, поддерживающих идею реформирования уголовного законодательства. Такой формы финансирования было достаточно, для осуществления деятельности, но явно оказалась несопоставимой вызовам, с которыми мы столкнулись в процессе реализации проекта.

Как уже отмечалось, белорусская законодательная система сложилась за долгое время таким образом, что направлена на репрессивное разрешение проблем, вызывающих общественный резонанс. В связи с событиями, происходящими в Беларуси последнее время, от органов государственной власти (в лице МВД Республики Беларусь) поступило предложение о внесении изменений в некоторые статьи Уголовного Кодекса.

Представители «LexUp» внесли свои возражения по каждому пункту предложений. На наш взгляд эти предложения не соответствуют принципам гуманизма, направлены на подавление развития демократического общества, и их никак нельзя признать необходимыми для совершенствования уголовного законодательства.

Вместе с тем, указанные предложения внесены в концепцию законопроекта по усовершенствованию уголовного законодательства. Большая часть населения Республики Беларусь не имеют нормотворческой грамотности, чтобы оценить опасность внесения таких изменений в уголовное законодательство. Мы полагаем, что такими предложениями создается платформа для законодательного выстраивания полицейского государства.

Гражданское общество считает, что если нынешний режим уйдет, то эти события никак не повлияют на дальнейшее развитие демократического общества. Однако, рассматривая несколько вариантов развития событий, мы не увидели в таких предложениях каких-либо позитивных тенденций.

С уходом режима проблема власти в стране не закончится – на своих местах останутся все те же чиновники, силовики, судьи.

Соответственно, такая незначительная работа по усовершенствованию уголовного законодательства превратилась в задачу: не дать возможность и законодательных оснований для развития негативных последствий транзита власти.

Нашей группой разработан порядок контрдействий, направленных на создание условий для блокирования таких законодательных инициатив.

Мы знаем различные способы принятия законов, а также законодательных инициатив. Поэтому для достижения результата выбрали несколько стратегий.

Есть такое понятие «альтернативное законотворчество»! Это изюминка нашего белорусского законодательного процесса, источник нестандартных идей и креативных решений. С его помощью можно совершать различные «законодательные манипуляции». Этой лазейкой «в миниатюре» часто пользуется Совет Министров Республики Беларусь, подавая неоднозначные и сложные законопроекты «в ёлочку». Возьмем их тактику на вооружение.

Альтернативный законопроект может появиться только к «нормальному» (или обычному) законопроекту (а не самостоятельно, как считают многие в оппозиции). Соответственно, обычный законопроект уже должен быть. Альтернативный, он «вторичен» по отношению к нему. В случае того, если наши предложения не будут включены в основной законопроект, то это единственный способ. Если же будут включены, то это отличная поддержка основного законопроекта. Альтернативный законопроект регулирует тот же круг вопросов, что и «нормальный» (обычный). Но регулирует по-другому, немного иначе.

После регистрации альтернативный законопроект становится «проектом-спутником», тенью обычного законопроекта. Во всех законодательных органах он рассматривается одновременно с первичным законопроектом. Со всеми "позитивно-вытекающими" последствиями.

В целом понятно. Один субъект законодательной инициативы своим законопроектом предложил способ решения какой-то проблемы. Вполне понятно, что есть и альтернативные способы ее решения. И не исключено, что эти самые альтернативные (изложенные в соответствующем «проекте-спутнике») – лучше, чем тот, что был предложен в обычном проекте.

В нашей стране редко пользуются правом альтернативного законотворчества. Так сложилось, что многие считают центром законотворческой деятельности в нашей стране Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь. Ни в коей мере не умаляя достоинства работающих в указанном Центре людей (там немало грамотных специалистов, которых мы очень уважаем), полагаем, что процесс законотворчества все же нельзя загнать "под одну крышу", тем более под эгидой исполнительной власти, потому что мы теряем здесь одно из самых необходимых условий нормальной подготовки законопроектов — плюрализм мнений.

К тому же есть опасность того, что при такой организации законотворчества будет проводиться в жизнь воля только одной стороны - исполнительной власти, которая зачастую не совпадает не только с мнением народа, но и даже с мнением других ветвей государственной власти.

ЗАЩИТА БЕЛО-КРАСНО-БЕЛОГО ФЛАГА

Одним из основных, с января 2021года для нашей инициативы стал проект о защите бело-красно-белого флага.

Законодатель принял новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, где предусмотрена ответственность за использование запрещенной символики.

До этого момента составление административных протоколов за использование бело-красно-белого флага, фактически, не было юридически обоснованно. Анализ введения изменений в КоАП дал основания полагать, что если законодатель начал подводить правовую основу под свои действия, то доведет дело до конца.

Именно из эти соображений мы начали проект «Абароним БЧБ». Первоначальной задачей проекта была работа на опережение, и придания официального статуса бело-красно-белому флагу.

Дело в том, что Закон РБ «О культуре» и закон «Об охране историко-культурных ценностей» не имеют механизмов защиты символики, которая ранее использовалась белорусским государством как официальная.

В связи с этим. Было принято решение инициировать абсолютно новый законопроект, который смог бы регулировать эту сферу правоотношений и заполнить пробел между законами «О культуре» и «Об охране историко…»

Рабочее название проекта «О монументальном наследии», где бело-красно-белый флаг предлагается признать символом становления белорусской государственности.

Работу над проектом прервали события, которые ставили под угрозу все начинания. Так, глава белорусского казачества Петр Шапко обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой инициировать иск в судебном порядке о признании БЧБ экстремистским. Такая процедура, фактически, могла ускорить запрет использования флага. После решения суда, символы просто вносятся в список запрещенной символики, который был введен МВД с 1 февраля 2020 года. При таких обстоятельствах, какого-либо законодательного регулирования не требуется.

Чтобы избежать негативных последствий таких действий, представители LexUp на личном приеме в Генеральной прокуратуре подали коллективное обращение и привели доводы необоснованности такого обращения в суд. Прокуратура отказалась от своего решения обратится в суд для признания БЧБ флага экстремистским.

В настоящий момент наша работа заключается не только в законопроекте «О монументальном наследии», но мы также активно сотрудничаем со всеми стейкхолдерами законопроекта «О противодействии экстремизму», с целью не допустить принятие нормативных актов. Которые могут поставить под угрозу использование и охрану БЧБ-флага.



Что мы делаем сейчас


Чтобы следить за новостями о нашей инициативе и в целом о том, как живут юристы в "беспрецедентные времена", подписывайтесь на наш канал в телеграм - https://t.me/lexup