Закон "Об обращениях граждан и юридических лиц"






#LexUp

В Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь прошёл масштабный семинар на тему «Обращения граждан и юридических лиц. Законодательство и практика применения».

Законопроект «Об обращениях граждан и юридических лиц» поступит на рассмотрение в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь в ноябре 2021 года. До этого момента будет работать рабочая группа по усовершенствоваию законодательства в сфере взаимоотношений с органами государственной власти.

Оперативно-аналитическим центром (ОАЦ) провел социологический мониторинг «Мнение населения о дебюрократизации государственного аппарата». В опросе приняли участие 1571 респондент в возрасте от 18 лет и старше во всех областных центрах страны и городе Минске. Опрошенным предлагался ряд вопросов, касающихся оценки стиля и методов работы с гражданами в государственных учреждениях и других организациях, организации работы с обращениями граждан, степенью удовлетворенности граждан решением своих вопросов. Также удалось составить социальный портрет работников государственных учреждений и выяснить недостатки в работе чиновников с письменными обращениями.

Менее трети населения (в среднем 29,5%) отметило улучшение условий для обслуживания населения, информирования и предоставления квалифицированной консультации, профессионализма и компетентности, умения работать с людьми. Почти половина опрошенных граждан (48%) в той или иной мере не довольны решением своих вопросов в таможенных органах, организациях архитектуры и строительства, службах ЖКХ. 24% граждан опрошенных ответили, что в ответ на обращения направляются отписки. По мнению 15% респондентов, в учреждении сложно найти сотрудника, который может принять заявление или рассмотреть письменное обращение.

Гражданская инициатива LexUp также включилась в работу по совершенствованию законодательства «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Опыт показывает, что многими руководителями работа с гражданами рассматривается в качестве второстепенной задачи по отношению к решению вопросов возложенных на орган государственной власти. Рассмотрение и разрешение повседневных обращений населения осуществляется нередко по остаточному принципу, а многие должностные лица полагают, что это «секретарская» работа.

Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц» установлены виды обращений, поступающих в органы государственной власти:

- обращение;

- заявление;

- предложение;

- жалоба

Однако, не установлены способы реагирования со стороны государственных органов. Полагаем, что ответы на обращения граждан и юридических лиц должны быть отнесены к видам административных процедур и отражены в законе:

  • Организационные (распорядок работы, распределение обязанностей, регламент взаимоотношений).

  • Принятие решений в виде правовых актов, устных решений и др.

  • Использование информации (документооборот).

  • Совершение определенных юридических действий (лицензирование и т.п.).

  • Проведение координации.

  • Осуществление контроля.

  • Выполнение целевых программ.

  • Рассмотрение обращений граждан.

  • Рассмотрение предложений общественных объединений.

  • Разрешение разногласий и споров и др.

Это позволит снизить количество формальных ответов и отписок.

Помимо предусмотренных письменной и устной формы обращений, законом в 2011 году была введена новая форма обращений – электронная. Нововведение обусловлено тем, что в действовавшем ранее законодательстве об обращениях граждан и юридических лиц отсутствовало регулирование такой формы обращения.

Однако, до настоящего момента не предусмотрены виды электронных обращений – петиция, коллективное электронное обращение. А также порядок их рассмотрения.

Законом «Об обращениях граждан» предусмотрены такие виды обращений, как индивидуальное обращение граждан и коллективное обращение граждан. Вместе с тем, не указан порядок рассмотрения указанных обращений, и чем отличие такого порядка.

В некоторых ведомствах внутренними инструкциями предусмотрено коллегиальное рассмотрение коллективных обращений, о чем составляется протокол, который хранится с материалами по коллективному обращению. Полагаем, что такой порядок рассмотрения коллективных обращений должен быть предусмотрен не внутренними инструкциями отдельного ведомства, а отражен в законе об обращениях граждан.

Отдельные страны уже давно наделяют понятие «обращения граждан» статусом административной процедуры. Далее на законодательном уровне закрепляют компетенцию в решении тех или иных вопросов и, в случаях не решения вопроса на месте, назначать общественного защитника (омбудсмена). Тем самым параллельно проверяют компетенцию того или иного должностного лица и его соответствие должности.

Для разрешения спорных вопросов, которые предполагают смешанную компетенцию, существует институт омбудсмена. Управляющий по защите прав человека должен быть опытным профессионалом в области права. Его основная обязанность - рассмотрение наиболее важных и коллективных обращений. У них также есть понятие «массовое обращение» - это обращение, например, более 100 граждан, либо повторное коллективное обращение по одному и тому же вопросу.

Для того, чтобы пресечь огромное количество так называемых «отписок», письменные ответы гражданам заменяют вызовами в назначенное время в тот или иной государственный орган. Должностное лицо, в присутствии компетентного наблюдателя, доступным языком сообщает заявителю о проделанной по факту обращения работе и о принятом решении. В случае, если гражданин удовлетворен ответом, то он должен поставить свою подпись под графой «вопросы по данному обращению разрешены и дополнительных разъяснений не требуют».

Запрещается преследование граждан и членов их семьи в связи с обращениями и принуждение их к участию в действиях в защиту обращений.

Нарушения законодательства об обращениях граждан, а также преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, общественное объединение, предприятие, учреждение, организацию либо за содержащуюся в обращении критику влекут уголовную ответственность виновных лиц в соответствии с законодательством.


Мы ведем активную работу по законопроекту «Об обращениях граждан и юридических лиц», чтобы представить гражданскую позицию по усовершенствованию законодательства в этих правоотношениях.

Если у вас есть предложения, присылайте их на почту с пометкой "закон об обращениях": abaronimlexup@gmail.com или в бот Телеграмма.

Работе над законопроектом, вы также можете помочь финансово, поддержав нашу инициативу.