Законодательство о противодействии экстремизму

Проект нового закона «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму», принятый 2 апреля 2021 года Платой представителей в первом чтении, впечатляет. Если до августа прошлого года по части противодействия экстремизму государство иногда даже недорабатывало, а после – зачастую выходило за рамки законодательства, то предлагаемые изменения развяжут ему руки практически на все.


Самое опасное в новом законе – до крайности расширенное толкование понятия «экстремизм». Теперь экстремизмом будет нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий (до сих пор было административным правонарушением), дискредитация Республики Беларусь (статья в УК есть, но до сих пор не применялась) и даже оскорбление или дискредитацию органов государственной власти и управления, представителя власти. В наших условиях под такое определение может попасть практически любая критика власти.


Осужденные за экстремизм будут серьезно поражены в правах даже после отбытия срока наказания. В течение пяти лет им будет запрещено заниматься медицинской, педагогической, издательской деятельностью, а также деятельностью, сопряженной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, занимать государственные должности, совершать финансовые операции на сумму свыше 2000 базовых величин без прохождения особого контроля.


Последнее, кстати, означает, в том числе ограничение на совершение сделок с недвижимостью.


В стремлении «закрутить гайки» наша власть заходит уже слишком далеко. Если этот закон заработает на полную мощность – ничто не помешает нашей, еще недавно довольно мягкой, диктатуре превратиться в полноценный тоталитаризм.


В Палату представителей законопроект представлял орган, который вносит законопроект на рассмотрение – в нашем случае, это был Генеральный прокурор. Соответственно, нормотворческим органом по этим проектам однозначно является Генеральная прокуратура – какие бы слухи и путаница не ходила. Именно они несут ответственность за соблюдение принципов нормотворческого процесса и научную обоснованность закона.


После принятия Палатой представителей, закон поступает в Совет Республики, который его должен утвердить и направить на подпись президенту. Совет Республики может вносить в него поправки, не соглашаясь с редакцией закона.


Если в закон вносятся правки, то это считается новый законопроект и он отправляется заново во все круги ада по всем профильным и непрофильным экспертизам (осенняя сессия – здравствуй). Если Совет Республики и Палата представителей расходятся во мнении по вопросам конкретного законопроекта, то назначаются парламентские слушания по законопроекту, а для этого в Совете Республики должна быть создана комиссия, которая должна вести протокол по преодолению разногласий между Палатой представителей и Советом Республики.


Совет Республики должен рассмотреть поступивший из Палаты представителей законопроект в течении 20 дней (регламент). И вот это время для нас. Слезные просьбы и куча электронных обращений – тут не вариант. Вопрос стоит – можем ли мы доказать, что законопроекты сырые и разработаны с нарушением порядка нормотворческого процесса. Мы думаем, можем (и только мы можем) – ведь у нас есть вся документация по работе с Генеральной прокуратурой по данным законопроектам.


Научность – законопроекты разработаны на волне общественного резонанса и не учитывают научного подхода к данной сфере правоотношений. Мы выкопали все, что можно было по вопросам эктремизма и его оценке – там 120 страниц. И этот закон не вписывается никак в научную обоснованность. Закон о противодействии экстремизму должен быть максимально строгим и конкретным и не давать исполнительной власти свободного трактования. Свободное трактование закона порождает новую волну репрессий. То есть, фактически, у нас не просто просьба и желание – а указание на то, что законопроект нарушил правила, которые сами же и придумали. Это не аргумент для отмены законопроекта, но веский аргумент для парламентских слушаний.


Как вы можете участвовать в нашем проекте и повлиять на судьбу законопроекта?


НУЖНА ПОМОЩЬ АКТИВНЫХ ГРАЖДАН!


Мы собираем желающих поставить подпись под нашими предложениями в законопроект "О недопущении героизации нацизма" и "О противодействии экстремизму", а также подать жалобу в Совет Республики о нарушении принципов нормотворческого процесса при разработке указанных законопроектов.


Пора прекращать эту практику, когда законы принимаются без нас!


Если вы станете активным участником проекта, то все наши цели станут возможными.


Для этого необходимо заполнить форму по этой ссылке


Подписи будут собираться волонтерами в "бумажном" виде, поэтому оставьте в форме способы связи с вами и город в котором вы проживаете, чтобы нам было легче организовать логистику по сбору подписей.


Благодарим всех неравнодушных!